Чеканка

Чеканка – это произведения декоративно-прикладного искусства в виде скульптурных настенных барельефов из листового металла, скульптурных сувениров или предметов домашнего обихода. Возникла чеканка в далеком прошлом.

Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. В одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других – чеканкой обрабатывают многометровые монументальные фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки, дающих различный художественный эффект, объясняется тем, что чеканка – очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен она применялась в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве XV–XVIIвв. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве.

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня – чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой), оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:

а) цветные металлы – красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) – материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко, допускают глубокую вытяжку – чеканку горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особеннов конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную.

Листовой цинк обладает достаточной пластичностью, но требует специальных приемов. Листовой алюминий чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге; дюраль – жесткий материал, чеканится трудно, но дает интересные имитации серебра;

б) черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная – так   называемый   декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига – дважды декапир) – материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке. Этот материал может быть рекомендован для чеканки крупных декоративных изделий, не требующих тонкой деталировки. Так же, как и медь, он позволяет вытягивать высокий рельеф.

В прошлом для чеканки уникальных ювелирных изделий, дорогой посуды, а также церковной утвари применялись драгоценные металлы – золото, серебро и их сплавы.

ПечатьE-mail