Басма

Басма– один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц – басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.

Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором.

Басманное дело (от басма)– тонкое, легковесное, листовое серебро, на котором теснили разные узоры (травы). На иконах басменными делались только оклады, то есть каймы образа. По легкости и дешевизне басманное дело было очень распространено. В Москве была особая слобода басманщиков– теперь Басманная.

В древнерусском искусстве басма употреблялась для украшения икон, киотов и тела иконостаса. Особенно широко басменные оклады были распространены в иконописи в конце XIV–XVIвеках. Басменный оклад на иконе закрывает только места, где нет иконописного изображения, органично дополняя художественную часть иконы. Не следует путать басменный оклад с окладом чеканным, который закрывает живопись практически целиком, оставляя окошки только для ликов и рук святых. Таким образом басменный оклад может быть либо только на полях иконы, либо на полях и фоне иконы. Из басмы также иногда изготовляли венцы, которые налагали по рисунку нимбов. Венцы делали объёмными. Позолоченную и посеребренную басму соединяли в одном художественном произведении.

ПечатьE-mail